главная

Статус педагога – статус будущего страны

 

«Лучшие умы человечества всегда рассматривали труд учителя как самый благородный, ответственный, определяющий будущее людей и общества. Должность учителя превосходна, как никакая другая, выше которой ничего не может быть под солнцем», – писал еще в 17 веке великий педагог Ян Амос Коменский. Педагог формирует будущее общества, будущее его науки и культуры. 

 

И учитель во все времена был уважаемым человеком в обществе. Когда-то он был чуть ли не единственным образованным человеком, особенно на селе, а его эрудиция — основным источником знаний.

 

И труд учителя никогда не был лёгким и простым. А в начале 21 века он, как никогда ранее, стал многофункциональным, сложным, научно-творческим по  своему характеру.

 

Вместе с тем сегодня мы наблюдаем, к сожалению, снижение социального престижа профессии учителя, что обусловлено, не в последнюю очередь, на наш взгляд, и большой загруженностью учителя на работе, и отсутствием свободного времени, и низкой оплатой труда. Сегодня среди причин поступления в педагогические вузы можно встретить и конъюнктурные мотивы, то есть мотивы, не содержащие педагогической направленности. Этот факт свидетельствует о том, что склонность к педагогическому труду, престиж учительской профессии с точки зрения выбора молодежью жизненного пути сегодня стал невысок. Как переломить такой ход событий, при том, что учитель продолжает оставаться ключевой фигурой в образовании? Как снять возникшие противоречия, затрагивающие основы прогрессивного развития общества (поскольку учитель – это преемственное звено в неразрывной цепи между историческим прошлым общества и его перспективным будущим – через молодое поколение, он формирует духовный мир молодёжи в соответствии с принципами и ценностями конкретного общества)?

 

На наш взгляд, в этом случае необходимы события и мероприятия государственного уровня, законодательного порядка, делающие возможным повышение социальной ценности труда учителя, то есть придающие профессии педагога ту общественную значимость, которой он в потенциале обладает и которой он должен обладать на самом деле. Таким событием, с нашей точки зрения, стало утверждение на днях Правительством РК «Закона о статусе педагога». Нам особенно отрадно об этом говорить, представляя Казахский национальный педагогический университет имени Абая – альма-матер не одного поколения блестящих учителей!

 

Основной целью утвержденного закона является закрепление статуса педагога на законодательном уровне. И данный закон, мы это отмечали уже выше, по своей необходимости и актуальности, что называется, из разряда долгожданных, «назревших» своевременных, востребованных и подготовленных самим ходом развития процессов в нашем обществе. И мы солидаризируемся с мнением главы Правительства РК, отмечающего, что реализация этого законопроекта позволит повысить статус профессии учителя, обеспечить защиту его чести и достоинства, создать систему социальных гарантий для педагогов.

 

Закон «О статусе педагога» состоит из 19 статей, включающих меры материального и нематериального стимулирования труда педагогов по 5 направлениям: материальным и нематериальным стимулам, социальным гарантиям, расширению прав педагогов и сокращению нагрузки педагогов. Закон прогрессивный, обращающий внимание общества на духовно-гуманистические основы педагогической профессии, которые предопределяют перспективы развития общества, его  будущее.

 

Закон создает условия и возможности учителю быть творцом и созидателем, что, безусловно, будет привлекать в эту профессию юношей и девушек, талантливых педагогически, осознанно выбирающих работу учителя, влюбленных в эту профессию, что не сможет в дальнейшем не отразиться положительно на мировоззрении и способностях их будущих учеников!

 

А приток в педагогические вузы наиболее подготовленной части абитуриентов, обладающих педагогической жилкой, - это в будущем высокопрофессиональные учителя, интересно, творчески работающие, которые не заставят ждать с высоким результатом свой деятельности — знающим и воспитанным Учеником. И тогда учитель, социально защищенный указанным «Законом о статусе педагога»,  обладающий высокой общественной оценкой своего профессионального труда никогда не усомнится в правильности слов Яна Амоса Коменского, сказавшего, что  «выше [должности учителя] ничего не может быть под солнцем»!

 

Доктор педагогических наук,  

профессор КазНПУ имени Абая Г.А.Кажигалиева

 

Please reload

© 1999-2019  Редакция республиканского журнала "Современное образование"

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

  • Vkontakte Social Icon
  • Instagram Social Icon